В сказке А. Н. Толстого «О щуке зубастой» повествуется о том, как любое зло, подобно эху, отражается на всём окружающем мире.
В ночь на Иванов день родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси. Лещи, окуни, ерши собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду: – Экая щука уродилась зубастая!
И стала она расти не по дням – по часам: что ни день, то на вершок прибавится.
И стала щука в Шексне похаживать да лещей, окуней полавливать: издали увидит леща, да и хватит его – леща как не бывало, только косточки на зубах хрустят.
Экая оказия случилась на Шексне! Что делать лещам да окуням? Тошно приходится: щука всех приест, прикорнает*.
Собралась вся мелкая рыбица, и стали думу думать: как перевести щуку зубастую да такую тароватую. Пришел Ёрш Ершович и так наскоро проговорил:
– Полноте думу думать да голову ломать, а вот послушайте, что я буду баять**. Тошно нам всем теперь в Шексне, переберемтесь-ка лучше в мелкие речки жить – в Сизму, Коному да Славенку, там нас никто не тронет, будем жить припеваючи.
И поднялись все ерши, лещи, окуни из Шексны в мелкие речки – Сизму, Коному да Славенку.
По дороге как шли, хитрый рыбарь многих из ихней братьи изловил на удочку и сварил ушицу.
С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Много наделала хлопот щука зубастая, да после и сама несдобровала.
Как не стало мелкой рыбицы, пошла щука хватать червяков и попалась сама на крючок. Рыбарь сварил из нее уху, хлебал да хвалил: такая уха была жирная. Я там был, вместе уху хлебал, по усам текло, да в рот не попало.
(*) Прикорнать – погубить.
(**) Баять – рассказывать.
Анализ сказки
Сюжет: В реке Шексне родилась зубастая щука, которая выросла и стала нападать на лещей, окуней и других рыб. После многочисленных нападений обитатели реки решили найти более спокойное место и уплыли. Казалось бы, теперь щука осталась одна, но ей не на кого было охотиться, кроме как на рыболовных червяков. И однажды один из них стал последним для зубастой щуки.
Мораль сказки: важно контролировать свои желания, иначе они могут привести к нежелательным последствиям. Также сказка учит, что необходимо действовать, ориентируясь не на сиюминутные выгоды, а на долгосрочные перспективы.