Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, —
Кто-то кость, ворча, грызет.
Ваня стал; шагнуть не может.
«Боже! — думает бедняк, —
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак*.
Горе! малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем».
Что же? вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!) —
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.
*Вурдалак, или упырь, — в сказках и старинных поверьях южных славян — мертвец, который встает по ночам из могилы и сосет кровь живых людей.
_________________________________
В стихотворении «Вурдалак» А. С. Пушкина ставится вопрос о соотношении правды и вымысла. Автор не утверждает, но и не отменяет существования вурдалаков.
По сути, перед читателем предстаёт образ смерти во всей её обыденности, наготе и бесповоротности. Тайна смерти оказывается попранной, иронически сниженной, и в этом снижении — самое непреложное доказательство того, что человек действительно перестаёт быть. Страшно именно то, что ничего страшного нет.
Шутливый тон стихотворения лишь оттеняет этот ужас. Если бы был вурдалак, гложущий кости мёртвого, всё было бы гораздо естественнее и логичнее — иному миру соответствуют иные существа.