Стихотворение А. С. Пушкина «Обвал» посвящено силе природной стихии.
Поэт написал его после посещения Кавказа, где произошёл обвал. Он задумался над силой природной стихии и донёс до читателя мысль о том, что никто, даже человек, не может с ней справиться.
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега…
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол*
Небес жилец.
* Э о л — в древней Греции бог ветров
___________________________
Анализ стихотворения «Обвал» Александра Пушкина:
Произведение посвящено Кавказу. Это драматическая история борьбы двух стихий — водной (река Терек) и земной (обвал). Противостояние земли и воды, в которой неспокойное, непостоянное течение всё-таки побеждает, разрушает возникшее на своём пути препятствие.
В стихотворении поднимается не только тема битвы водной и земной стихий, но и иносказательно — тема воли и заточения, преодоления преград, борьбы за свободу.
Несмотря на всю яркость самого события обвала, со временем оно исчезает, остаётся лишь в памяти тех, кто его видел и запомнил. Исчезает разрушение, всё становится вновь на круги своя, уходит движение, порождённое обвалом. Заканчивается борьба двух сил, заканчивается и поднятая поэтом тема преодоления обстоятельств.
Пушкин пытается донести до читателя не только красоту события, но и неудержимость природы, её могущество и силу, которая не подвластна человеку.
Образ Эола — древнегреческого полубога, повелителя воздушной стихии, появляется в конце стихотворения. Поэт указывает на то, что стихии воздуха всё нипочём, она находится превыше всего.
Произведение состоит из пяти строф.
Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Поэт не прибегает к женским рифмам, используя исключительно мужские. Фразы отрывистые, короткие, подчёркивающие мощь и краткость обвала. Используются такие художественные приёмы, как аллитерация и ассонанс.
Присутствует олицетворение («ропщет бор», «истощась и присмирев, Терек», «Терек злой») и метафорические высказывания («пылью вод», «блещут вершины гор»), подчёркивающие мистическое одушевление сил природы.