«Кавказ» — стихотворение А.С. Пушкина, написанное 20 сентября 1829 года, в нём отражены впечатления от путешествия по Кавказу в мае — августе 1829 года.
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
______________________________
Анализ стихотворения «Кавказ» А. С. Пушкина:
История создания: стихотворение написано во время путешествия на Кавказ в 1829 году.
Тема: произведение относится к пейзажной лирике, автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.
Композиция: четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. В первом перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. В последней строфе — восклицание «Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады» — является кульминацией стихотворения.
Жанр: лирическое стихотворение. В нём описан пейзаж сквозь призму восприятия лирического героя.
Стихотворный размер: произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии — смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две — парную (АА).
Средства выразительности: Пушкин щедро использует эпитеты: «тощий мох», «нагие громады», «весёлые долины», «свирепое веселье» — они делают описание ярким и живым. Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с «молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной», что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.