Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить, иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?»
Стал Щуке Васька говорить:
«Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Не даром говорится,
Что дело мастера боится».
— «И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».
— «Так в добрый час, пойдем!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука,
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.
Мораль басни «Щука и Кот»:
Мораль басни – заниматься нужно своим делом. Изначально с помощью басни И. А. Крылов высмеивал стратегию адмирала Чичагова. Планировалось, что его армия воспрепятствует войскам Наполеона осуществить переправу через Березину. Баснописец использовал именно персонаж Щуки, так как Чичагов был адмиралом, а не морским полководцем; за образом Кота же скрывался Кутузов. Басня учит читателей, что каждому необходимо выполнять работу, которой он обучен и к которой имеет природную склонность.