Басня «Охотник» Ивана Андреевича Крылова рассказывает о незадачливом охотнике, причиной неудач которого была его собственная лень.
Герой отправился на охоту, не зарядив ружьё, так как знал дорогу и считал, что успеет зарядить оружие. В самый ответственный момент, когда он мог подстрелить уток себе на неделю, ружьё оказалось без заряда. Больше охотнику в тот раз добыча не попалась. Он вернулся домой с пустыми руками, но винил в этом не свою лень, а невезение.
Как часто говорят в делах: еще успею.
Но надобно признаться в том,
Что это говорят, спросяся не с умом,
А с леностью своею.
И так, коль дело есть, скорей его кончай,
Иль после на себя ропщи, не на случай,
Когда оно тебя застанет невзначай.
На это басню вам скажу я, как умею.
_________________
Охотник, взяв ружье, патронницу, суму,
И друга верного по нраву и обычью,
Гектора — в лес пошел за дичью,
Не зарядя ружья, хоть был совет ему,
Чтоб зарядил ружье он дома.
«Вот вздор!» он говорит: «дорога мне знакома,
На ней ни воробья не видел я родясь;
До места ж ходу целый час,
Так зарядить еще успею я сто раз».
Но что ж? Лишь вон из жила
(Как будто бы над ним Фортуна подшутила),
По озерку
Гуляют утки целым стадом;
И нашему б тогда Стрелку
Легко с полдюжины одним зарядом
Убить,
И на неделю с хлебом быть,
Когда б не отложил ружья он зарядить.
Теперь к заряду он скорее; только утки
На это чутки:
Пока с ружьем возился он,
Они вскричали, встрепенулись,
Взвились и — за леса веревкой потянулись,
А там из виду скрылись вон.
Напрасно по лесу Стрелок потом таскался,
Уи даже воробей ему не попадался;
А тут к беде еще беда:
Случись тогда
Ненастье.
И так Охотник мой,
Измокши весь, пришел домой
С пустой сумой;
А всё-таки пенял не на себя, на счастье
Мораль басни «Охотник» И.А. Крылова:
Мораль басни «Охотник» заключается в том, что к любому важному делу лучше готовиться заранее и полагаться на самого себя, не надеясь на везение; даже если в прошлом ситуация всегда развивалась по одному сценарию, лучше быть готовым к других вариантам развития событий. В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, излишние самонадеянность и самоуверенность, легкомыслие, недальновидность, нерасчетливость. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:
«Итак, коль дело есть, скорей его кончай,
Иль после на себя ропщи, не на случай,
Когда оно тебя застанет невзначай.»