«Лиса-строитель» — басня И. А. Крылова рассказывает о том, как лев, строя курятник, чтобы обезопасить себя от воров, поручил постройку лисе. Курятник был построен на диво, а куры всё же пропадали, так как хитрая лиса-злодейка «для себя оставила лазейку».
Какой-то лев большой охотник был до кур;
Однако ж у него они водились худо:
Да это и не чудо!
К ним доступ был свободен чересчур.
Так их то крали,
То сами куры пропадали.
Чтоб этому помочь убытку и печали,
Построить вздумал лев большой курятный двор,
И так его ухитить и уладить,
Чтобы воров совсем отвадить,
А курам было б в нем довольство и простор.
Вот льву доносят, что Лисица
Большая строить мастерица —
И дело ей поручено,
С успехом начато и кончено оно:
Лисой к нему приложено
Всё, и старанье и уменье.
Смотрели, видели: строенье загляденье!
А сверх того всё есть, чего ни спросишь тут:
Корм под носом, везде натыкано насесток,
От холоду и жару есть приют,
И укромонные местечки для наседок.
Вся слава Лисаньке и честь!
Богатое дано ей награжденье,
И тотчас повеленье:
На новоселье кур не медля перевесть.
Но есть ли польза в перемене?
Нет: кажется, и крепок двор,
И плотен, и высок забор —
А кур час от часу всё мене.
Отколь беда, придумать не могли.
Но лев велел стеречь. Кого ж подстерегли?
Тоё ж Лису-злодейку.
Хоть правда, что она свела строенье так,
Чтобы не ворвался в него никто, никак,
Да только для себя оставила лазейку.
Мораль басни «Лиса-Строитель» Крылова И.А.:
Мораль басни «Лиса-Строитель» заключается в том, что подлецы и хитрецы могут довольно успешно притворяться честными и порядочными людьми, но на самом деле они преследуют только свою выгоду. В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как хитрость, подлость, лицемерие, глупость, недальновидность, чрезмерная доверчивость.