Басня «Лев» Крылова И.А. посвящена теме, как богатые дворяне порой отбирают последнее у своих крепостных крестьян. Например, когда такие помещики наживали много долгов, они не экономили на себе, а заставляли своих крестьян работать ещё больше и жить ещё скромнее. 1
Сюжет: старый правитель лесного царства — лев собрал своих вельмож и бояр: медведей, волков и лисиц. Он попросил собрать ему шерсти, чтобы не спать на голых камнях. Однако сильные мира сего — медведи, волки и лисицы — собрали шерсть только с травоядных, а себя пожалели.
Когда уж Лев стал хил и стар,
То жесткая ему постеля надоела:
В ней больно и костям; она ж его не грела..
И вот сзывает он к себе своих бояр,
Медведей и волков пушистых и косматых,
И говорит: «Друзья! для старика
Постель моя уж чересчур жестка:
Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,
Мне шерсти пособрать,
Чтоб не на голых камнях спать».
— «Светлейший Лев!» ответствуют вельможи:
«Кто станет для тебя жалеть своей,
Не только шерсти — кожи,
И мало ли у нас мохнатых здесь зверей:
Олени, серны, козы, лани,
Они почти не платят дани;
Набрать с них шерсти поскорей:
От этого их не убудет.
Напротив, им же легче будет».
И тотчас выполнен совет премудрый сей.
Лев не нахвалится усердием друзей;
Но в чем же то они усердие явили?
Тем, что бедняжек захватили
И дочиста обрили;
А сами вдвое хоть богаче шерстью были —
Не поступилися своим ни волоском;
Напротив, всяк из них, кто близко тут случился,
Из той же дани поживился —
И на зиму себе запасся тюфяком.
Мораль басни «Лев» Крылова И.А.
Мораль басни «Лев» заключается в том, что во времена Крылова богатые дворяне («Медведи» и «Волки») порой отбирали последнее у своих крепостных крестьян («Овец»). Например, когда такие помещики наживали много долгов, они не экономили на себе, а заставляли своих крестьян работать еще больше и жить еще скромнее.