«Безбожники» — басня Крылова рассказывает о том, как чересчур доверчивых людей обманывают и заставляют совершать безрассудные поступки «мнимые мудрецы». В результате под влиянием таких «мудрецов» люди попадают в беду.
Был в древности народ, к стыду земных племен,
Который до того в сердцах ожесточился,
Что противу богов вооружился.
Мятежные толпы, за тысячью знамен,
Кто с луком, кто с пращей, шумя, несутся в поле.
Зачинщики, из удалых голов,
Чтобы поджечь в народе буйства боле,
Кричат, что суд небес и строг и бестолков;
Что боги или спят, иль правят безрассудно;
Что проучить пора их без чинов;
Что, впрочем, с ближних гор каменьями не трудна
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.
Смутйся дерзостью безумцев и хулами,
К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,
Чтобы беду он отвратил;
И даже весь совет богов тех мыслей был,
Что, к убеждению бунтующих, не худо
Явить хоть небольшое чудо:
Или потоп, иль с трусом гром,
Или хоть каменным ударить в них дождём.
«Пождём»,
Юпитер рек: «а если не смирятся,
И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь,
Они от дел своих казнятся».
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных;
Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
На собственные их обрушилась главы.
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы.
Мораль басни
Мораль басни «Безбожники» заключается в том, что «мнимые мудрецы» нередко обманывают доверчивых людей, подталкивая их к неразумным поступкам.
В конце концов под влиянием таких «мудрецов» люди нередко вредят самим себе и попадают в беду. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы.»
Исследователи считают, что образ басни основан на классическом мифе о борьбе Титанов, детей земли, с Олимпийскими богами. По мнению В. В. Каллаша, под безбожным народом Крылов мог подразумевать французов, с которыми в тот период Россия вела войны.