Сказка А. Н. Афанасьева «Жена-спорщица» повествует о своенравной и упрямой женщине, которая постоянно спорила с мужем и не желала идти на компромисс. Однажды, в порыве гнева, она упала в реку.
Эта сказка учит нас тому, что каким бы ни был человек — сварливым, лгуном или не желающим учитывать чужое мнение, — всегда стоит стремиться завоевать его уважение.
Кроме того, из этой истории можно извлечь важный урок: не следует совершать необдуманные поступки, о которых впоследствии можно пожалеть. Ведь иногда происходят ситуации, когда содеянное уже невозможно исправить.
Жена-спорщица (вариант сказки 1)[1]
У одного мужика была жена сварлива и упряма; уж что, бывало, захочет, дак муж дай ей, и уж непременно муж соглашайся с ней. Да больно она льстива была на чужую скотину; как, бывало, зайдёт на двор чужая скотина, дак уж муж и говори, что это её. Страшно надоела жена мужу. Вот однажды и зашли к ней на двор барские гуси. Жена спрашивает:
— Муж, чьи это гуси?
— Барские.
— Как барские!
Вспылила со злости, пала на пол.
— Я умру, — говорит, — сказывай: чьи гуси?
— Барские.
Жена охает, стонет. Муж наклонился к ней:
— Что ты стонешь?
— Да чьи гуси?
— Барские.
— Ну, умираю, беги скорей за попом.
Вот муж послал за попом; уж и поп едет.
— Ну, — говорит муж, — вот и священник едет.
Жена спрашивает:
— Чьи гуси?
— Барские.
— Ну, пущай священник идёт, умираю!
Вот исповедали её, приобщили, поп ушёл. Муж опять:
— Что с тобой, жена?
— Чьи гуси?
— Барские.
— Ну, совсем умираю, готовь домовище[2]!
Изготовили домовище. Муж подошёл:
— Ну, жена, уж и домовище готово.
— А чьи гуси?
— Барские.
— Ну, совсем умерла, клади в домовище.
Положили в домовище и послали за попом. Муж наклонился к жене, шепчет:
— Уж домовище подымают, нести хотят отпевать в церковь.
А она шепчет:
— Чьи гуси?
— Барские.
— Ну, несите!
Вот вынесли домовище, поставили в церкви, отпели панихиду. Муж подходит прощаться:
— Уж и панихиду, — говорит, — отпели; выносить хотят на кладбище.
Жена шепчет:
— Чьи гуси?
— Барские.
— Несите на кладбище!
Вот и вынесли; подняли домовище опущать в могилу, муж нагинается к ней:
— Ну, жена, уж тебя в могилу опущают и землёй тотчас засыплют.
А она шепчет:
— Чьи гуси?
— Барские.
— Ну, опущайте и засыпайте!
Домовище опустили и засыпали землёю. Так уходили бабу барские гуси!
Жена-спорщица (вариант сказки 2)[3]
Была у одного мужа жена, да только такая задорная, что всё ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: «Бритое», а уж она непременно кричит: «Стриженое!» Всякий день бранились! Надоела жена мужу; вот он и стал думать, как бы от неё отделаться. Идут они раз к реке, а вместо моста на плотине лежит перекладинка: «Постой, — думает он, — вот теперь-то я её изведу». Как стала она переходить по перекладинке, он и говорит:
— Смотри же, жена, не трясись, не то как раз утонешь!
— Так вот же нарочно буду!
Тряслась, тряслась, да и бултых в воду. Жалко ему стало жены; вот он влез в воду, стал её искать и идёт по воде в гору[4].
— Что ты тут ищешь? — говорят ему прохожие мужики.
— А вот жена утонула, вон с энтой перекладинки упала!
— Дурак, дурак! Ты бы шёл вниз по реке, а не в гору; её теперь, чай, снесло.
— Эх, братцы, молчите! Она всё делала наперекор, так уж и теперь, верно, пошла против воды.
Жена-спорщица (вариант сказки 3)[5]
Мужик обрил бороду и говорит:
— Смотри, жена, как я чисто выбрился.
— Да разве это брито? Это так только — стрижено!
— Врёшь, каналья! Говори: брито!.
— Нет, стрижено!
— Я тебя изобью; говори: брито.
— Нет, стрижено.
Муж побил жену и нудит:
— Говори: брито, не то утоплю!
— Что хочешь делай, а стрижено!
Повел её топить:
— Говори: брито!
— Нет, стрижено!
Ввёл её в глубину по самую шею и толкает в голову; скажи да скажи: брито! Жена и говорить не может, подняла руку из воды и двумя пальцами показывает, что стрижено.
Примечания
- ↑ Записано в Ливенском уезде Орловской губ. К. О. Александровым-Дольником.
- ↑ Домовище — гроб.
- ↑ Записано в Малоархангельском уезде Орловской губ. П. И. Якушкиным. Из рукописного собрания П. В. Киреевского.
- ↑ Вверх, против течения.
- ↑ Записано в Черноярском уезде Астраханской губ. волостным писарем О. Л. Волконидиным.