Крестьянин и Змея

Басня И. А. Крылова «Крестьянин и Змея» посвящена теме воспитания. В ней автор затрагивает общераспространённое явление конца XVIII и начала XIX века, когда дворянство поручало воспитание детей иностранцам, часто без всякого выбора. Под Змеёй Крылов подразумевает воспитателя-иностранца.

По сюжету Змея просит крестьянина пустить её жить в дом, чтобы помочь нянчить его детей. Она уверяет хозяина, что добрая и никому не причинит вреда. Крестьянин отвечает, что даже если поверить в доброту этой Змеи и впустить её в дом, то следом приползут и другие змеи, которые добрыми не будут и принесут детям только вред.

Змея к Крестьянину пришла проситься в дом,
Не по пустому жить без дела,
Нет, нянчить у него детей она хотела:
Хлеб слаще нажитый трудом!
«Я знаю», говорит она: «худую славу,
Которая у вас, людей,
Идет про Змей,
Что все они презлого нраву;
Из древности гласит молва,
Что благодарности они не знают;
Что нет у них ни дружбы, ни родства;
Что даже собственных детей они съедают.
Всё это может быть: но я не такова.
Я с роду никого не только не кусала,
Но так гнушаюсь зла,
Что жало у себя я вырвать бы дала,
Когда б я знала,
Что жить могу без жала;
И, словом, я добрей
Всех Змей.
Суди ж, как буду я любить твоих детей!»
— «Коль это,» говорит Крестьянин: «и не ложно;
Всё мне принять тебя не можно:
Когда пример такой
У нас полюбят,
Тогда вползут сюда за доброю Змеей,
Одной,
Сто злых, и всех детей здесь перегубят.
Да, кажется, голубушка моя,
И потому с тобой мне не ужиться,
Что лучшая Змея,
По мне, ни к чорту не годится».
Отцы, понятно ль вам, на что здесь мечу я? . .

Мораль басни И.А. Крылова «Крестьянин и Змея»:

Мораль басни заключается в том, что человек, обманувший или совершивший подлость, не может рассчитывать на полное доверие к себе, даже если он якобы раскаивается. Утраченное доверие порой бывает невозможно вернуть, потому что люди больше не верят обманщику или подлецу.

Оцените статью
Русские сказки, басни
Добавить комментарий