Басня «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») была впервые опубликована в «Журнале древней и новой словесности» 1818 г. Время создания произведения неизвестно. У Крылова есть еще 2 басни под названием «Крестьянин и Змея», опубликованные в 1813 и 1825 гг.
К Крестьянину вползла Змея,
И говорит: «Сосед! начнем жить дружно!
Теперь меня тебе стеречься уж не нужно;
Ты видишь, что совсем другая стала я,
И кожу нынешней весной переменила».
Однако ж Мужика Змея не убедила.
Мужик схватил обух
И говорит: — «Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же».
И вышиб из соседки дух.
_________________
Когда извериться в себе ты дашь причину;
Как хочешь, ты меняй личину:
Себя под нею не спасешь,
И что с Змеей, с тобой случиться может то ж.
Мораль басни И.А. Крылова «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…»):
Мораль басни «Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея…») заключается в том, что человек, обманувший или совершивший подлость, не может расчитывать на полное доверие к себе, даже если он якобы раскаивается. К сожалению, утраченное доверие порой бывает невозможно вернуть, потому что люди больше не верят обманщику или подлецу. Так, Крестьянин в конце концов отказывается иметь дело со Змеей, которая ранее поступала с ним не очень хорошо.
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в последних ее строках:
«Когда извериться в себе ты дашь причину;
Как хочешь, ты меняй личину:
Себя под нею не спасешь,
И что с Змеей, с тобой случиться может то ж.»
Крылов подчеркивает, что утраченное доверие очень трудно или почти невозможно вернуть. Когда человек дает «причину извериться в себе», то дает повод недоверять — в этом случае ему вряд ли удастся поправить ситуацию.