«Змея» — басня Крылова И.А. о том, что змея, считая, что ее все ненавидят и сторонятся из за ее отвратительного шипенья, упросила Юпитера дать ей голос соловья.
Змея Юпитера просила,
Чтоб голос дать ей соловья.
«А то уж», говорит: «мне жизнь моя постыла.
Куда ни покажуся я,
То все меня дичатся,
Кто послабей;
А кто меня сильней,
Дай бог от тех живой убраться.
Нет, жизни этакой я боле не снесу;
А если б соловьем запела я в лесу,
То, возбудя бы удивленье,
Снискала бы любовь и, может быть, почтенье,
И стала бы душой веселых я бесед».
Исполнил Юпитер Змеи прошенье;
Шипенья гнусного пропал у ней и след.
На дерево всползя, Змея на нем засела,
Прекрасным соловьем Змея моя запела,
И стая, было, птиц отвсюду к ней подсела;
Но, возряся в певца, все с дерева дождем.
Кому понравится такой прием?
«Ужли вам голос мой противен?»
В досаде говорит Змея.
— «Нет», отвечал скворец: «он звучен, дивен,
Поешь, конечно, ты, не хуже соловья;
Но, признаюсь, в нас сердце задрожало,
Когда увидели твое мы жало:
Нам страшно вместе быть с тобой.
И так скажу тебе не для досады:
Твоих мы песен слушать рады —
Да только ты от нас подале пой».
Мораль басни «Змея» Крылова И.А.
Мораль басни «Змея» заключается в том, что человеку, совершившему нечестные поступки, бывает очень трудно вернуть себе доверие окружающих. Басня также напоминает о том, что нужно быть осторожными с лицемерными людьми, которые хотят казаться не тем, чем являются на самом деле. По мнению В. Ф. Кеневича, в этой басне Крылов подразумевает какое-то конкретное известное лицо, однако имя этого лица не установлено. Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:
«Голосок соловьиный, а жало змеиное.»
«Глазами плачет, а сердцем смеется.»
«На вид простак, а в душе хитряк.»
«На словах медок, а на сердце ледок.»