Басня Крылова «Волк и Мышонок» рассказывает о категории вороватых людей, которым думается, что им можно делать всё, а другим такое же поведение непозволительно. Они быстро забывают, каким путём добыли свои богатства, не хочется им думать плохо о себе самих.
Из стада серый Волк
В лес овцу затащил, в укромный уголок,
Уж разумеется, не в гости:
Овечку бедную обжора ободрал,
И так ее он убирал,
Что на зубах хрустели кости.
Но как ни жаден был, а съесть всего не мог;
Оставил к ужину запас и подле лёг
Понежиться, вздохнуть от жирного обеда.
Вот, близкого его соседа,
Мышонка запахом пирушки привлекло.
Меж мхов и кочек он тихохонько подкрался,
Схватил кусок мясца, и с ним скорей убрался
К себе домой, в дупло.
Увидя похищенье,
Волк мой
По лесу поднял вой;
Кричит он: «Караул! разбой!
Держите вора! Разоренье:
Расхитили мое именье!»
__________________
Такое ж в городе я видел приключенье:
У Климыча судьи часишки вор стянул,
И он кричит на вора: караул!
Мораль басни «Волк и Мышонок» И.А. Крылова:
Мораль басни «Волк и Мышонок» заключается в том, что порой приличные с виду люди оказываются куда большими подлецами и преступниками, чем воры-карманники, хотя с первого взгляда это не всегда очевидно. В частности, в басне речь идет о нечестном судье и мелком воре, каждый из которых ворует по-своему: вор крадет часы, а судья получает крупные взятки и таким образом «наживает себе имение». Очевидно, нечестный судья наносит обществу куда больший ущерб, чем мелкий вор. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«Такое ж в городе я видел приключенье:
У Климыча судьи часишки вор стянул,
И он кричит на вора: караул!»
В первоначальной версии финал басни был несколько длиннее и подробнее:
«У Климыча судьи часишки вор стянул,
Он тож кричит на вора: караул!
Хлопочет,
Рад целый мир поднять вверх дном;
А этого и вспомнить он не хочет,
Что сам имение всё нажил грабежом.»