Водолазы

«Водолазы» — басня И. А. Крылова решает вопрос о пользе истинного просвещения и пагубных следствиях суемудрия (пустого рассуждения, умствования).

Сюжет повествует о том, как некий царь решил поспособствовать развитию просвещения в своём государстве и собрал для этого совет. В итоге мнения на совете разделились, и точного ответа, хорошо ли просвещение для государства, царь не получил. Позже царь встречает старца, который на этот же поставленный царем вопрос отвечает басней о водолазах.

Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
Не расслабляет ли сердец и рук
Ученье?
И не разумнее ль поступит он,
Когда ученых всех из царства вышлет вон?
Но так как этот царь, свой украшая трон,
Душою всей радел своих народов счастью,
И для того
Не делал ничего
По прихоти, иль по пристрастью;
То приказал собрать совет,
В котором всякой бы, хоть слогом не кудрявым,
Но с толком лишь согласно здравым,
Свое представил: да иль нет;
То есть, ученым вон из царства убираться,
Или по прежнему в том царстве оставаться?
Однако ж как совет ни толковал:
Кто сам свой голос подавал,
20 Кто голос подавал работы секретарской;
Всяк только дело затемнял,
И в нерешимости запутывал ум царской.
Кто говорил, что неученье тьма;
Что не дал бы нам бог ума,
Ни дара постигать вещей небесных,
Когда бы он хотел,
Чтоб человек не боле разумел
Животных бессловесных,
И что, согласно с целью сей,
Ученье к счастию ведет людей.
Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали:
Что всё ученье бред,
Что от него лишь нравам вред,
И что за просвещеньем вслед
Сильнейшие на свете царства пали.
Короче: с обеих сторон,
И дело выводя и вздорьт,
Бумаги исписали горы,
А о науках спор остался не решен;
Царь сделал более. Созвав отвсюду он
Разумников, из них установил собранье,
И о науках спор им предложил на суд.
Но способ был и этот худ,
Затем, что царь им дал большое содержанье:
Так в голосах между собой разлад
Для них был настоящий клад;
И если бы им волю дали,
Они б доныне толковали,
Да жалованье брали.
Но так как царь казною не шутил;
То он, приметя то, их скоро распустил.
Меж тем час от часу впадал в сомненье боле.
Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле,
И видит пред собой
Пустынника с седою бородой
И с книгою в руках большой.
Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
Приветливость и доброта
Улыбкою его украсили уста,
А на челе следы глубокой видны думы.
Монарх с пустынником вступает в разговор,
И, видя в нем познания несчетны,
Он просит мудреца решить тот важный спор:
Науки более ль полезны, или вредны?
«Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
Открыл я притчею простой,
Что размышленья мне внушили многолетны».
И, с мыслями собравшись, начал так:
«На берегу, близ моря,
Жил в Индии рыбак;
Проведши долгий век и бедности, и горя,
Он умер, и троих оставил сыновей.
Но дети, видя,
Что с нуждою они кормились от сетей,
И, ремесло отцовско ненавидя,
Брать дань богатее задумали с морей,
Не рыбой — жемчугами;
И, зная плавать и нырять,
Ту подать доправлять
Пустились сами.
Однако ж был успех различен всех троих:
Один, ленивее других,
Всегда по берегу скитался;
Он, даже, не хотел ни ног мочить своих,
И жемчугу того лишь дожидался,
Что выбросит к нему волной:
А с леностью такой
Едва-едва питался.
Другой,
Трудов нимало не жалея,
И выбирать умея
Себе по силе глубину,
Богатых жемчугов нырял искать по дну,
И жил, всечасно богатея.
Но третий, алчностью к сокровищам томим,
Так рассуждал с собой самим:
«Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
Когда бы удалося мне
Достать морское дно на самой глубине?
Там горы, может быть, богатств несчетных:
Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
Которы стоит лишь достать
И взять».
Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
В открытое пустился море,
И, выбрав, где была чернее глубина,
В пучину кинулся; но, поглощенный ею.
За дерзость, не доставши дна,
Он жизнью заплатил своею».
«О, царь!» примолвил тут мудрец:
«Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину;
Но дерзкий ум находит в нем пучину
И свой погибельный конец,
Лишь с разницею тою,
Что часто в гибель он других влечет с собою».

Мораль басни заключается в том, что, по мнению Крылова, образование и знания полезны в том случае, когда они употребляются разумно. Когда же знания оказываются в руках «дерзких умов», это может быть вредно и опасно, в том числе для окружающих.

Оцените статью
Русские народные сказки, басни
Добавить комментарий