«Сочинитель и Разбойник» — басня рассказывает о том, что безнравственные писатели могут быть более опасны для общества, чем разбойники и грабители.
По сюжету в аду идёт одновременный суд над Разбойником, который при жизни грабил путников на дорогах, и над Сочинителем, который был при жизни покрыт славой, но его произведения таили в себе духовный яд и пагубно влияли на читателей. Наказание Разбойнику было назначено суровое, он недолго мучился, а наказание Сочинителя, хоть и было относительно мягким, длилось без конца и без края.
Когда измученный Сочинитель начал возмущаться тем, что его наказание не заканчивается, в то время как наказание Разбойника было совсем недолгим, явилась Мегера и сказала ему, что Разбойник приносил вред людям только при жизни, а Сочинитель продолжает приносить людям беды и несчастья своими сочинениями даже после смерти. Поэтому его наказание и не заканчивается до сих пор…..
В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей,
В один и тот же час, Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю наконец попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили.
Дров под Разбойника большой костер взвалили;
Сама Мегера их зажгла,
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг:
Под ним сперва чуть тлелся огонек;
Но там, чем далее, тем боле разгарался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костер погас:
Под Сочинителем он злей с часу на час.
Не видя облегченья,
Писатель наконец кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет,
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трех сестер явилася одна.
«Несчастный!» говорит она:
«Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливался, век от веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, —
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти,
И связи общества рвался расторгнуть? ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек
И страсти и порок?
И вон, опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами,
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови — ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж: здесь по делам тебе и казни мера!»
Сказала гневная Мегера —
И крышкою захлопнула котел.
Мораль басни «Сочинитель и Разбойник» И.А. Крылова:
Мораль басни «Сочинитель и Разбойник» заключается в том, что безнравственные писатели могут быть более опасны для общества, чем разбойники и грабители. Своей басней Крылов, судя по всему, не призывает к цензуре, но напоминает писателям об их ответственности перед читателями.
По мнению исследователей, басня «Сочинитель и Разбойник» направлена против Вольтера, французского философа-просветителя.