Басня Ивана Крылова «Пир» иносказательно отражает проблематику приспособленчества и неравенства. Ситуация без возможности что-то взять «со стола» грозит «гостям» неизбежным голодом.
Сюжет басни описывает, как в голодный год Лев устраивает пиршество с обилием яств и к столу созывает алчущих. На этот «праздник жизни» опаздывают Крот, Лиса и Сурок — им не находится места. Но рядом со Львом остаётся пустовать один стул.
Если рассматривать происходящее через призму политики, то царь зверей — государство-гегемон, к которому коллектив остальных государств прикрепляется «на подкорм». Взаимоотношения между зверями из басни моделируют ситуацию внутри зарубежных альянсов Евросоюза, их зависимость от Штатов.
В голодной год, чтобы утешить мир,
Затеял лев богатой пир.
Разосланы гонцы и скороходы,
Зовут гостей:
Зверей
И малой и большой породы.
На зов со всех сторон стекаются ко льву.
Как отказать такому зву? —
Пир дело доброе и не в голодны годы,
Вот,приплелис тудаж сурок, лиса и крот,
Да только часом опоздали,
И за столом гостей застали —
У кумушки лисы хлопот
На ту беду случился полон рот,
Сурок прохолился, промылся;
А крот с дороги сбился.
Однакож на тощак ни кто домой нейдет,
И место подле льва увидевши пустое
Все на нево хотят продраться трое.
Послушайте друзья! сказал им барс,
То место широко да только не про вас,
Тут придет слон и вас сойти заставит,
Иль хуже: вас он передавит.
Итак,
Когда не хочется домой вам на тощак,
Так оставайтесь у порогу;
Вы сыти будете — и ето слава богу,
Места не ваши в переди,
Их берегут зверям лишь крупного покроя,
А кто из мелочи не хочет кушать стоя,
Тот дома у себя сиди.
Мораль басни Крылова И.А. «Пир»
Мораль басни » заключается в том, что на вымышленном примере она показывает разность социальных слоёв и то, как человека измеряют по статусу. При этом история не лишена лицемерия.
Басня учит быть добрее и проще, но чувствовать границы дозволенности, субординации и гостеприимства.