Важно не путать это произведение с другой басней Крылова «Осел», которая начинается словами: «Был у крестьянина Осел…» (опубликована в 1830 г.).
Когда вселенную Юпитер населял
И заводил различных тварей племя,
То и Осёл тогда на свет попал.
Но с умыслу ль, или имея дел беремя,
В такое хлопотливо время
Тучегонитель оплошал:
А вылился Осёл почти как белка мал.
Осла никто почти не примечал,
Хоть в спеси никому Осел не уступал,
Ослу хотелось бы повеличаться:
Но чем? Имея рост такой,
И в свете стыдно показаться.
Пристал к Юпитеру Осёл спесивый мой,
И росту стал просить большого.
«Помилуй», говорит: «как можно это снесть?
Львам, барсам и слонам везде такая честь;
Притом, с великого и до меньшого,
Всё речь о них лишь, да о них;
За что ж к Ослам ты столько лих,
Что им честей нет никаких,
И об Ослах никто ни слова?
А если б ростом я с теленка только был,
То спеси бы со львов и с барсов я посбил,
И весь бы свет о мне заговорил».
Что день, то снова
Осёл мой то ж Зевесу пел;
И до того он надоел,
Что, наконец, моления Ослова
Послушался Зевес:
И стал Осёл скотиной превеликой;
А сверх того ему такой дан голос дикой,
Что мой ушастый Геркулес
Пораспугал было весь лес.
«Что то за зверь? какого роду?
Чай, он зубаст? рогов, чай, нет числа?»
Ну только и речей пошло, что про Осла.
Но чем всё кончилось? Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осёл:
Осёл мой глупостью в пословицу вошел,
И на Осле уж возят воду.
______________
В породе и в чинах высокость хороша;
Но что в ней прибыли, когда низка душа?
Мораль басни «Осёл»
Мораль басни «Осёл» заключается в том, что глупые, пустые и бездарные люди не становятся талантливее, добрее или умнее, когда занимают высокие посты. Сам Крылов поясняет мораль басни «Осёл» в ее заключительных строках:
«В породе и в чинах высокость хороша;
Но что в ней прибыли, когда низка душа?»
Суть этой басни также можно выразить с помощью знаменитой русской пословицы: «Не место человека красит, но человек место.»