«Огородник и Философ» — басня об Огороднике и Философе, которые решили сажать огород. Огородник трудился на грядках с утра до ночи, а Философ лишь читал полезные книги. Осенью у Огородника все уродилось, а Философ остался ни с чем.
Весной в своих грядах так рылся Огородник,
Как будто бы хотел он вырыть клад:
Мужик ретивый был работник,
И дюж, и свеж на взгляд;
Под огурцы одни он взрыл с полсотни гряд.
Двор обо двор с ним жил охотник
До огородов и садов,
Великий краснобай, названный друг природы,
Недоученый Философ,
ю Который лишь из книг болтал про огороды.
Однако ж, за своим он вздумал сам ходить,
И тоже огурцы садить;
А между тем смеялся так соседу:
«Сосед, как хочешь ты потей,
А я с работою моей
Далёко от тебя уеду;
И огород твой при моем
Казаться будет пустырем.
Да, правду говорить, я и тому дивился,
Что огородишко твой кое-как идет.
Как ты еще не разорился?
Ты, чай, ведь никаким наукам не учился?»
— «И, некогда!» соседа был ответ.
«Прилежность, навык, руки:
Вот все мои тут и науки;
Мне бог и с ними хлеб дает».
— «Невежа! восставать против наук ты смеешь?»
— «Нет, барин, не толкуй моих так криво слов:
Коль ты что путное затеешь,
Я перенять всегда готов».
— «А вот, увидишь ты, лишь лета б нам дождаться».
— «Но, барин, не пора ль за дело приниматься?
Уж я кой-что посеял, посадил;
А ты и гряд еще не взрыл».
— «Да, я не взрыл, за недосугом:
Я всё читал,
И вычитал,
Чем лучше: заступом их взрыть, сохой иль плугом.
Но время еще не уйдет».
— «Как вас, а нас оно не очень ждет»,
Последний отвечал, — и тут же с ним расстался,
Взяв заступ свой;
А Философ пошел домой;
Читал, выписывал, справлялся,
И в книгах рылся и в грядах,
С утра до вечера в трудах.
Едва с одной работой сладит,
Чуть на грядах лишь что взойдет:
В журналах новость он найдет —
Всё перероет, пересадит
На новый лад и образец.
Какой же вылился конец?
У Огородника взошло всё и поспело:
Он с прибылью, и в шляпе дело;
А Философ —
Без огурцов.
Мораль басни «Огородник и Философ» Крылова И.А.:
Мораль басни «Огородник и Философ» заключается в том, что теоретические знания важны, но куда лучше, если они подкрепляются ежедневной практикой и опытом. В любом деле нужна золотая середина, баланс между теорией и практикой. Так, Огородник мог бы работать эффективнее, если бы прислушался к наблюдениям Философа. В то же время Философ мог бы добиться лучших результатов на грядках, если бы в дополнение к чтению журналов перенял у Огородника его практические навыки. Басня «Огородник и Философ» связана со спорами вокруг достоинств сохи и плуга, которые разгорелись среди просвещенной публики в 1806—1808 гг. Баснописец иронически относился к этому новшеству. В своей басне он высмеял излишнее увлечение теорией и пренебрежение практикой и опытами, свойственное дворянству.