«Мот и Ласточка» — басня И.А. Крылова о юноше-расточителе, который промотал все свое добро, и остался у него только плащ. Вдруг он увидел ласточку, которая прилетела раньше времени, и решил, что уже лето и плащ ему больше не нужен; отнес он плащ на рынок и продал. Но потом опять вернулась зима и сильные холода, и юноша, бродя тут и там, увидел ласточку на земле мертвой. Сказал он ей: «Эх ты! и меня, и себя погубила».
Какой-то молодец,
В наследство получа богатое именье,
Пустился в мотовство, и при большом раденье
Спустил всё чисто; наконец,
С одною шубой он остался,
И то лишь для того, что было то зимой —
Так он морозов побоялся.
Но, Ласточку увидя, малой мой
И шубу промотал. Ведь это все, чай, знают,
Что ласточки к нам прилетают
Перед весной:
Так в шубе, думал он, нет нужды никакой:
К чему в ней кутаться, когда во всей природе
К весенней клонится приятной всё погоде
И в северную глушь морозы загнаны? —
Догадки малого умны;
Да только он забыл пословицу в народе:
Что ласточка одна не делает весны.
И подлинно: опять отколь взялись морозы,
По снегу хрупкому скрыпят обозы,
Из труб столбами дым, в оконницах стекло
Узорами заволокло.
От стужи малого прошибли слезы,
И Ласточку свою, предтечу теплых дней,
Он видит на снегу замерзшую. Тут к ней,
Дрожа, насилу мог он вымолвить сквозь зубы:
— «Проклятая! сгубила ты себя;
А, понадеясь на тебя,
И я теперь не во-время без шубы!»
Мораль басни «Мот и Ласточка» И.А. Крылова:
Мораль басни «Мот и ласточка» заключается в том, что важные решения нужно принимать обдуманно и осторожно, чтобы потом не пожалеть о содеянном; кроме того, в своих собственных ошибках и промахах нужно винить себя, а не других людей. В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, недальновидность, легкомысленность, ограниченность, безответственность, безрассудство. Суть басни также перекликается с известными русскими пословицами:
«Одна ласточка весны не делает».
«Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.»
По словам исследователей, в художественном отношении басня «Мот и Ласточка» принадлежит к высшим достижениям Крылова.