Басня И.А. Крылова «Медведь в сетях» — о косолапом хищнике, который попал в охотничьи сети и готов придумать что-угодно в свое оправдание, только бы спастись. Это произведение высмеивает лицемеров и обманщиков, способных на любую подлость ради собственной выгоды.
Только попав в сети Медведь стал смирным и покорным. Стал говорить, что зря клевещут на медведей, и они вовсе не плохи, и не в чем их упрекать.
Медведь
Попался в сеть.
Над смертью издали шути как хочешь смело;
Но смерть вблизи — совсем другое дело.
Не хочется Медведю умереть.
Не отказался бы мой Мишка и от драки,
Да весь опутан сетью он,
А на него со всех сторон
Рогатины, и ружья, и собаки:
Так драка не по нем.
Вот хочет Мишка взять умом,
И говорит ловцу: «Мой друг, какой виною
Я проступился пред тобою?
За что моей ты хочешь головы?
Иль веришь клеветам напрасным на медведей,
Что злы они? Ах, мы совсем не таковы!
Я, например, пошлюсь на всех соседей,
Что изо всех зверей мне только одному
Никто не сделает упрека,
Чтоб мертвого я тронул человека».
— «То правда», отвечал на то ловец ему:
«Хвалю к усопшим я почтение такое;
Зато, где случай ты имел,
Живой уж от тебя не вырывался цел.
Так лучше бы ты мертвых ел,
И оставлял живых в покое».
Мораль басни И.А. Крылова «Медведь в сетях»:
Мораль басни «Медведь в сетях» заключается в том, что подлецы, оказавшись в беде, пытаются спасти себя любыми средствами: они лицемерят, притворяются безобидными и добрыми людьми и т.д. Однако таким людям мало кто верит из-за их дурной репутации. Так, Медведь проявляет покорность и сговорчивость, только попав в сети. В противном случае он бы безжалостно напал на людей.
Кроме того, Медведь «гордится» тем, что при всех своих грехах он хотя бы не трогает мертвых людей, а нападает только на живых. Люди же отвечают ему, что это не повод для гордости. Исследователи отмечают связь этой басни с басней «Волк на псарне». Суть басни «Медведь в сетях» также связана с русской народной поговоркой: «Присмирел, что волк под рогатиной.»