Басня«Лягушки, просящие царя» поведает о том, как глупые лягушки просили у небес царя, и получили достойный ответ на свои молитвы. В произведении происходят одновременно забавные и печальные события. Лягушки умоляют дать им правителя, и сначала небеса отвечают на их молитвы, послав «осинового чурбана». Этому они не рады. Второй правитель – Журавль, поедающий лягушек.
Басня Крылова И.А. «Лягушки, просящие Царя»:
Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житьё.
Лягушки новое челобитьё,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам тёплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочёт.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих;
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
Мораль басни
Не следует бездумно отказываться от свободы. Вместо того, чтобы просить богов о правителе, лягушкам стоило самим развиваться внутри болотного общества. Еще один аспект морали выделен в конце произведения: раз уж царь ниспослан, стоит внимательнее присмотреться к его достоинствам, ведь другой повелитель может оказаться намного хуже.
Именно это и случилось с лягушками – править ими осталась цапля, поедающая каждого встреченного «подданного». Так боги наказали неугомонных жителей болота за неумение жить спокойной жизнью и ценить имеющиеся блага.
Басня Лягушки, просящие царя — анализ
«Лягушки, просящие царя» – сатирическое произведение Ивана Андреевича Крылова, которое увидело свет в 1809 году в составе сборника «Басни». Точная дата написания стихотворения неизвестна. Аллегорический сюжет взят из одноименной басни Лафонтена, но обыгран в русской лексике начала XIX века.
Произведение посвящено философской и общественно-политической тематике. Сюжет знакомит нас с сообществом лягушек, которые захотели стать подданными могущественного правителя, но сами избрать его не могли. Неустанные мольбы богам с необдуманными просьбами привели к печальным последствиям. Крылов использует повседневную и современную ему литературную лексику, однако на сегодняшний день многие из этих слов устарели.