Басня Крылова «Крестьянин и Лошадь» рассказывает о глупых рассуждениях Лошади, считавшей, что полезнее пустить овёс на «благородные цели», а не засеивать им поле.
Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее:
Что может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нем овес свой попустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Всё было б более похоже то на стать;
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени, меж тем, овес тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
_______________________
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?
Мораль басни «Крестьянин и Лошадь» И.А. Крылова
Мораль басни «Крестьянин и Лошадь» заключается в том, что, по мнению Крылова, человек не способен постичь высший замысел Провидения — божественной силы, управляющей миром. Также этой басней Крылов напоминает: простые люди порой не понимают действий своего правителя, но добрый и мудрый руководитель всегда действует на благо народа, даже если результаты его труда видны не сразу. По словам исследователей, басня «Крестьянин и Лощадь» была направлена на то, чтобы подчеркнуть важность государственного начала для России. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«…Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?»