«Крестьянин и Лисица» басня Крылова И.А. о том, что нечестные, бессовестные люди продолжают воровать, даже если живут в достатке и комфорте. В том числе речь идёт о людях, которые получают хорошую зарплату и при этом берут взятки.
«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть
Кур красть?»
Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею.
«Я, право, о тебе жалею!
Послушай, мы теперь вдвоем,
Я правду всю скажу: ведь в ремесле твоем
Ни на волос добра не видно.
Не говоря уже, что красть и грех, и стыдно,
И что бранит тебя весь свет;
Да дня такого нет,
Чтоб не боялась ты за ужин иль обед
В курятнике оставить шкуры!
Ну, стоят ли того все куры?»
— «Кому такая жизнь сносна?»
Лисица отвечает:
«Меня так всё в ней столько огорчает,
Что даже мне и пища не вкусна.
Когда б ты знал, как я в душе честна!
Да что же делать? Нужда, дети;
Притом же иногда, голубчик кум,
И то приходит в ум,
Что я ли воровством одна живу на свете?
Хоть этот промысел мне точно острый нож».
— «Ну, что ж?»
Крестьянин говорит: «коль вправду ты не лжешь,
Я от греха тебя избавлю,
И честный хлеб тебе доставлю;
Наймись курятник мой от лис ты охранять:
Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?
Зато ни в чём не будешь ты нуждаться,
И станешь у меня как в масле сыр кататься».
Торг слажен: и с того ж часа
Вступила в караул Лиса.
Пошло у мужика житье Лисе привольно;
Мужик богат, всего Лисе довольно;
Лисица стала и сытей,
Лисица стала и жирней,
Но всё не сделалась честней:
Некраденый кусок приелся скоро ей;
И кумушка тем службу повершила,
Что, выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.
В ком есть и совесть, и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он;
А вору дай хоть миллион —
Он воровать не перестанет.
Мораль басни басни Крылова И.А. «Крестьянин и Лисица»
Мораль басни «Крестьянин и Лисица» заключается в том, что нечестные, бессовестные люди продолжают воровать, даже если живут в достатке и комфорте. В том числе речь идет о людях, которые получают хорошую зарплату и при этом берут взятки. Так, Лиса, живя в полном достатке у Мужика, продолжает воровать кур, потому что такова ее природа.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«В ком есть и совесть, и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он;
А вору дай хоть миллион
— Он воровать не перестанет.»
Суть басни также отражена в русской народной пословице:
«Вор прощенный, что враг примиренный – ненадежен.»
«Повадится кувшин в воду ходить – там ему и голову положить».