Котёнок и Скворец

«Котёнок и Скворец» — басня Ивана Андреевича Крылова, в которой рассказывается о плохих учителях и о том, к чему могут привести их ошибки.

Сюжет: в каком-то доме жил Скворец, плохой певец. Он подружился с Котёнком, который был тих, вежлив и смирен. Однажды Котёнок обделен в столе, и его мучает голод.

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец,
Зато уж философ презнатный;
И свел с Котёнком дружбу он.
Котёнок был уж котик преизрядный,
Но тих и вежлив и смирен.
Вот как-то был в столе Котёнок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом,
И жалобно мяучит.
А философ Котёнка учит,
И говорит ему: «Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щеглёнок:
Я вижу, ты прямой Котёнок».
«Но совесть. . .» — «Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред,
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов — пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать всё волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры».
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котёнку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щеглёнка.
Разлакомил кусок такой Котёнка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал,
И говорит Скворцу: «Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум».
И, клетку разломав, учителя он скушал.

Мораль басни И.А. Крылова «Котёнок и Скворец»:

в басне нет строго прописанной морали, но она прослеживается через всё произведение. На примере Скворца автор показывает, что те, кто учит плохому, от этого плохого потом сами же и страдают.

В первую очередь это касается последних строк басни, в которых Котёнок благодарит Скворца «за науку», а после съедает наставника. В жизни такие ситуации тоже не редкость: очень часто те, кто учит плохому, от этого плохого потом сами же и страдают. Отсюда совет: никогда не лезьте к другим со своими советами! Кто знает, чем это потом для вас может обернуться.

Также нельзя оставить без внимания слова Скворца: «На свете кто силен, тот делать все волен». С их помощью Иван Крылов открывает перед читателями истину деспотического самодержавия, которая, с учетом развязки ситуации, можно сформулировать следующим образом: оказывая помощь и сочувствуя «сильным», не стоит надеяться, что за это они вас «пощадят», совесть и сочувствие – не свойственные им чувства.

Оцените статью
Русские народные сказки, басни
Добавить комментарий