«Клеветник и Змея» — басня Крылова И.А. повествует о том, что в аду Змея и Клеветник не хотели уступать друг другу первенство. В споре Клеветник выставлял свой язык, а Змея — своё жало. Но Вельзевул осадил Змею, сказав, что Клеветник вреднее, так как от его языка нельзя спастись ни за горами, ни за морями.
Напрасно про бесов болтают,
Что справедливости совсем они не знают,
А правду тож они нередко наблюдают:
Я и пример тому здесь приведу.
По случаю какому-то, в аду
Змея с Клеветником в торжественном ходу
Друг другу первенства оставить не хотели
И зашумели,
Кому из них идти приличней наперед?
А в аде первенство, известно, тот берет,
Кто ближнему наделал больше бед.
Так в споре сем и жарком и не малом
Перед Змеею Клеветник
Свой выставлял язык;
А перед ним Змея своим хвалилась жалом;
Шипела, что нельзя обиды ей снести,
И силилась его переползти.
Вот, Клеветник было за ней уж очутился;
Но Вельзевул не потерпел того:
Он сам, спасибо, за него
Вступился,
И осадил назад Змею,
Сказав: «Хоть я твои заслуги признаю,
Но первенство ему по правде отдаю:
Ты зла, — твое смертельно жало;
Опасна ты, когда близка;
Кусаешь без вины (и то не мало!),
Но можешь ли язвить ты так издалека,
Как злой язык Клеветника,
От коего нельзя спастись ни за горами,
Ни за морями?
Так, стало, он тебя вредней:
Ползи же ты за ним и будь вперед смирней».
С тех пор клеветники в аду почетней змей.
Мораль басни «Клеветник и Змея» Крылова И.А.:
Мораль басни «Клеветник и Змея» заключается в том, что клеветники могут быть опаснее, чем ядовитые змеи. Крылов напоминает о том, что ядовитая змея опасна лишь вблизи, а клеветник опасен даже тогда, когда он далеко; другими словами, от клеветы нигде невозможно укрыться. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
«С тех пор клеветники в аду почетней змей.»
Суть и смысл басни так же отражены в русских народных пословицах:
«Змею обойдешь, а от клеветы не уйдешь.»
«Клевета — что уголь: не обожжет, так замарает.»
«Как себя ни поведешь, от напраслины не уйдешь.»