Хмель

«Хмель» — басня Крылова И.А. показывает хитрых, лицемерных людей, которые с лёгкостью меняют своё мнение, чтобы извлечь выгоду.

Хмель выбежал на огороде
И вкруг сухой тычинки виться стал;
А в поле близко дуб молоденький стоял.
«Что в этом пользы есть уроде,
Да и во всей его породе?»
Так про дубок тычинке Хмель жужжал.
«Ну, как его сравнить с тобою?
Ты барыня пред ним одной лишь прямизною.
Хоть листьем, правда, он одет,
Да что за жесткость, что за цвет!
За что его земля питает?»
Меж тем едва неделя протекает,
Хозяин на дрова тычинку ту сломил,
А в огород дубок пересадил.
И труд ему с большим успехом удается:
Дубок и принялся, и отпрыски пустил;
Посмотришь, около него мой Хмель уж вьется,
И дубу от него вся честь и похвала!
Такие ж у льстеца поступки и дела:
Он на тебя несет тьму небылиц и бредней;
И как ты хочешь, так трудись,
Но у него в хороших быть не льстись;
А только в случай попадись, —
Он первый явится в передней.

Мораль басни «Хмель» Ивана Крылова заключается в том, что хитрые, лицемерные люди с удивительной лёгкостью меняют своё мнение, чтобы извлечь выгоду. У таких людей нет твёрдых убеждений: сегодня они ругают, а завтра — хвалят, и наоборот. В конце концов подобные люди не вызывают ни уважения, ни доверия, но при этом они нередко добиваются своих целей с помощью лести и других уловок.

По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов намекает на лицемерие и интриги в придворных кругах.

Сам Крылов поясняет мораль басни в её последних строках:

«Такие ж у льстеца поступки и дела:

Он на тебя несёт тьму небылиц и бредней;

И как ты хочешь, так трудись,

Но у него в хороших быть не льстись;

А только в случай попадись,

— Он первый явится в передней».

Оцените статью
Русские народные сказки, басни
Добавить комментарий