«Филин и осёл» — басня Ивана Крылова о том, как Филин принялся подсказывать дорогу слепому Ослу. Ночью дело шло хорошо, но как только встало солнце, в глазах у Филина потемнело и два слепых друга свалились в овраг.
Слепой Осёл в лесу с дороги сбился
(Он в дальний путь было пустился).
Но к ночи в чащу так забрел мой сумасброд,
Что двинуться не мог ни взад он, ни вперед,
И зрячему бы тут не выйти из хлопот;
Но Филин в близости, по счастию, случился,
И взялся быть Ослу проводником.
Все знают, Филины как ночью зорки:
Стремнины, рвы, бугры, пригорки,
Всё это различал мой Филин будто днем
И к утру выбрался на ровный путь с Ослом.
Ну, как с проводником таким расстаться?
Вот просит Филина Осёл, чтоб с ним остаться,
И вздумал изойти он с Филином весь свет.
Мой Филин господином
Уселся на хребте ослином,
И стали путь держать; счастливо ль только? Нет:
Лишь солнце на небе поутру заиграло,
У Филина в глазах темнее ночи стало.
Однако ж Филин мой упрям;
Ослу советует и вкось и впрям —
«Остерегись!» кричит: «направо будем в луже».
Но лужи не было, а влево вышло хуже.
«Еще левей возьми, еще левее шаг!»
И — бух Осёл, и с Филином, в овраг.
Мораль басни «Филин и Осёл» Крылова И.А.
Мораль басни «Филин и Осёл» заключается в том, что нельзя слепо следовать чужим советам: если советчик хорошо знает свое дело, то, вероятно, он действительно может помочь; если же советчик очевидно не разбирается в вопросе, то к его советам стоит относиться с осторожностью.
По мнению исследователей, в своей басне Крылов осуждает шеллингианство* журнала «Московский вестник» и беспринципность журнала «Северная пчела».
*(Шеллингианство — философское течение в Германии, России и других стран Европы, связанное с влиянием немецкого философа Шеллинга.)
Исследователь Б. И. Коплан сопоставляет басню «Филин и Осёл» с басней Ф. А. Эмина «Сова и Нетопырь».